Эпидемия коронавируса выявляет всё новые и новые уязвимые точки в системе здравоохранения и обеспечения населения лекарствами. Врачи назначают необходимые препараты для лечения инфекционно-воспалительных заболеваний и возможных осложнений, а этих лекарств попросту нет в аптеках.
В частности, вслед за Арбидолом, Осельтамивиром (Тамифлю) и Ксарелто в дефектуре оказались и антибиотики широкого спектра действия.
В данном материале будут описаны причины, по которым из аптек исчезли Левофлоксацин, Цефтриаксон и Азитромицин. Также будет намечен план действий для пациентов в сложившейся непростой ситуации и представлен полный список аналогов этих антибиотиков.
Почему Азитромицин, Левофлоксацин и Цефтриаксон пропали из аптек
В основе сложившегося дефицита антибиотиков, да и некоторых других препаратов, лежат две ключевые причины – это повышенный спрос и проблемы с обязательной маркировкой лекарственных средств, о внедрении которой мы писали ранее.
Несомненно, осенне-зимний период – это время подъёма сезонной заболеваемости инфекций органов дыхательной системы (ларингиты, фарингиты, бронхиты и пневмонии). Немудрено, что врачи стали больше выписывать антибиотиков.
При этом многие специалисты (особенно в поликлиниках) усердно назначают перечисленные антибиотики при малейшем подозрении на коронавирусную инфекцию. А глядя на подобные назначения, наши граждане ринулись в аптеки скупать антибиотики как «хоть какое-то лечение коронавируса». На этом моменте стоит остановиться отдельно.
Зачем нужны антибиотики при коронавирусе
Для начала нужно разобраться в таком вопросе: «зачем назначают антибиотики при коронавирусе?». Дело в том, что антибактериальные препараты действуют только на бактерий, а вирус к ним полностью уязвим. Антибиотики не действуют ни на коронавирус, ни на какие другие вирусы вообще! Тогда зачем врачи делают такие назначения?
В случае с коронавирусом или с любым другим инфекционно-воспалительным заболеванием органов дыхательной системы вирусной природы, антибиотики следует назначать только для профилактики бактериальных осложнений (чаще это бактериальная пневмония). Непосредственно от коронавируса антибиотики типа Азитромицина (Сумамед), Левофлоксацина (Таваник) и Цефтриаксона (Роцефин) не помогают вообще никак.
Ключевой момент – антибиотики не показаны абсолютно всем, у кого есть признаки вирусной, пускай даже и коронавирусной инфекции. Для профилактики их следует назначать только пациентам из группы риска – то есть пожилым людям и пациентам с хроническими и/или тяжёлыми сопутствующими заболеваниями. Не даром многие врачи стационаров, где проходят лечение больные с COVID-19, поголовно отменяют назначенные в поликлиниках антибиотики и оставляют их у 1-2 пациентов из 10 при наличии на то показаний.
Более того, врачи стационаров трубят по всем каналам связи: «Прекратите назначать и принимать антибиотики без чётких на то оснований! Прекратите создавать почву для развития устойчивости бактерий к этим препаратам! Не наносите по своему организму дополнительный удар в виде антибиотиков, ведь он и так ослаблен из-за вирусной инфекции!».
Но амбулатории этого не слышат. Аргумент у всех один: «А если пропустим COVID-19 и пациенту станет хуже, кто отвечать тогда будет? Мы себя под удар ставить не будем, а лучше перестрахуемся и назначим антибиотик». Но антибактериальная нагрузка без чётких оснований для её назначения может только усугубить состояние пациента с вирусной, в том числе коронавирусной инфекцией. Поэтому будьте крайне осторожны и ещё раз обсудите с врачом необходимость назначения антибиотика в конкретно вашем случае.
Как на наличие лекарств повлияла обязательная маркировка
Второй немаловажный аспект, из-за которого сложился дефицит антибиотиков – это внедрение обязательной системы маркировки лекарств. Да, повышенный спрос со стороны пациентов – это ещё пол беды, производители наверняка справились бы с производством и поставкой необходимого количества препаратов, если бы не одно «но» — маркировка.
Если говорить кратко, то во избежание появления и распространения фальсифицированных лекарств, правительство обязало производителей наносить на упаковку дополнительный код. При этом каждые участники торговой цепочки сканируют этот код и передают информацию о его движении. Таким образом, формируется система для отслеживания и проверки движения оригинальных лекарств. Более подробно об этой системе можно прочитать здесь.
Однако внедрение маркировки прошло не очень удачно – при работе в аптечном звене появились технические ошибки, из-за которых фактически поступившие препараты невозможно продать. К этому привёл сбой в обмене информацией между поставщиками, государственной системой мониторинга и аптеками. При этом подтверждение поступления лекарства может занимать время о 1 месяца и более.
В связи со сложившейся ситуацией, премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление правительства РФ №1779 от 02.11.2020, согласно которому временно упрощается работа с системой маркировки лекарств во избежание подобного искусственного дефицита.
Когда Азитромицин, Левофлоксацин и Цефтриаксон появятся в аптеках
В связи с достаточно оперативной реакцией правительства РФ на сложившуюся ситуацию, можно полагать, что проблемы с маркировкой буду полностью устранены до конца 2020 года. Этот фактор позволит несколько увеличить остатки антибиотиков в аптеках.
Вторая причина – повышенная выписка и повышенный самостоятельный (безрецептурный) спрос на антибиотики – будет снижать своё влияние на дефицит только в тогда, когда пациенты поймут, что этими антибиотиками от коронавируса не защититься и не вылечиться от него. А врачи должны включать голову и не назначать их всем подряд. Тогда наступит порядок и антибиотиков будет хватать всем тем, кому они действительно необходимы.
Аналоги Азитромицина, Левофлоксацина и Цефтриаксона
Но пока мы имеем то, что имеем – явный дефицит антибактериальных препаратов широкого спектра действия. При этом небольшие партии искомых лекарств всё-таки появляются на остатках аптечных сетей и мелких аптек. При этом важно понимать, что есть достаточно много препаратов-аналогов, которые содержат одинаковую дозировку азитромицина или левофлоксацина, но могут иметь некое торговое название, например Сумамед или Таваник. Вы можете искать в аптеках любой заменитель – лечебный эффект будет идентичен. Ниже представлен полный список аналогов:
Действующее вещество (МНН) | Возможные торговые названия |
---|---|
азитромицин | Сумамед, Хемомицин, Азитрал, Зи-фактор, Зитролид, Азитрокс, Суматролид, Азитцид, Азитрус форте, Сумамокс, Сумазид, Зитноб, Сумамецин |
левофлоксацин | Таваник, Глево, Леволет, Флорацид, Флексид, Хайлефлокс, Левоксимед, Элефлокс, Лефлобакт, Ремедиа, Левостар, Лебел |
цефтриаксон | Роцефин, Азаран, Лендацин, Форцеф, Цефаксон, Лонгацеф, Лифаксон, Цефсон, Медаксон, Цефатрин, Тороцеф, Аксоне. Но чаще в аптеках присутсвует небрендированный Цефтриаксон |
В последнее время для профилактики бактериальных осложнений врачи стали активнее назначать препараты кларитромицина – Клацид, Фромилид, Кларбакт, Класине.
Антибиотики и обоняние
Средства массовой информации активно освещали тот факт, что потеря обоняния есть чуть ли не ключевой диагностический признак при COVID-19. Но вспомните свой последний насморк – что было с вашим обонянием? Скорее всего оно было снижено или вовсе отсутствовало. Поэтому ссылаться на потерю обоняния при подозрении на коронавирус можно только при наличии других симптомов респираторно-вирусной инфекции.
Однако пациенты часто спрашивают в аптеке о потере обоняния на фоне приёма антибиотиков как о возможном побочном эффекте именно от этих лекарств. Поэтому следует ответить на каждый вопрос отдельно.
Может ли от Азитромицина пропасть обоняние?
Препарат оказывает некоторые побочные эффекты на нервную систему, частью которой является и система обоняния. За её нормальную работу отвечает первая пара черепных нервов – обонятельные нервы.
Так вот азитромицин может нарушать вкусовые ощущения, но нечасто (у 0,1-1% пациентов). Такой побочный эффект описан, в частности, в инструкции по применению препарата Сумамед (оригинальный препарат азитромицина).
Может ли от Левофлоксацина пропасть обоняние?
В инструкции к другому оригинальному препарату, но уже на основе левофлоксацина – таблетки Таваник – указано, что препарат может нечасто (у 0,1-1% пациентов) вызывать извращение вкуса (дисгевзию). А это нарушение может быть связано с потерей обоняния. Также с неизвестной частотой указан побочный эффект – агевзия (потеря вкусовых ощущений).
Может ли от Цефтриаксона пропасть обоняние?
Производитель Роцефины (оригинальный цефтриаксон) отмечает, что в 0,1-1% пациентов во время лечения отмечалось нарушение вкусовых ощущений. При этом нельзя исключить, что использование неоригинальных препаратов, которыми насыщен отечественный фармацевтический рынок, может привести к более частым нежелательным реакциям в виде изменения вкуса и потери обоняния.
В данной связи можно сделать вывод, что риск нарушения обоняния и вкуса при приёме антибиотиков крайне невелик. По данным исследований подобные побочные реакции встречаются у 1 из 100-1000 пациентов.
В конце 2020 года пациенты столкнулись с выраженным дефицитом важных и необходимых антибиотиков и некоторых противовирусных препаратов. А на фоне второй волны коронавирусной инфекции любая нехватка лекарств ощущается особо остро. Для облегчения ситуации Правительство РФ, производители и аптеки делают всё от них зависящее, но, видимо, вопрос невозможно решить быстро. Ведь все заинтересованы в нормальной работе торговых цепочек. И Правительство (налоги), и производитель с аптеками (получают с этого прибыль) и уж тем более пациенты (получают лечение). Поэтому надеемся, что ситуация скоро разрешиться и Азитромицин, Левофлоксацин с Цефтриаксоном можно будет как и раньше купить в любой аптеке Вашего города.
Более подробно об авторах этой статьи.